Что необходимо для венчания.

Что необходимо для венчания.

Церковный брак – это Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз по образу духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Не случайно в православной традиции семья издавна именуется «Малой Церковью». Молодая пара должна быть готова к тому, что прежде чем обвенчать их, священник, вполне вероятно, поинтересуется, давно ли молодые люди посещали в последний раз церковь, исповедовались и причащались. Перед венчанием обязательно нужно исповедаться и причаститься, соблюдать пост как минимум за три дня до таинства. Подразумевается, что до брака церковного молодые не вступают в плотские отношения, а те, кто уже не могут исполнить этот завет, обычно воздерживаются от такого рода отношений за некоторое время до венчания (то же касается людей, венчающихся через несколько лет после официальной регистрации брака).  Обязательно, чтобы на обоих супругах были нательные крестики. Желательно, чтобы новобрачных сопровождали свидетели, крещенные в православии. У невесты не должно быть препятствий к участию в таинстве венчания (в виде критических дней), потому нужно заранее рассчитать свой женский календарь.

 

Приступающие к таинству брака жених и невеста должны быть крещеными людьми. Однако здесь есть исключение: по правилам Церкви формально допустимо совершение венчания над парой, где один из брачующихся – крещеный православный, а другой принадлежит к иному христианскому исповеданию (католик, протестант), однако требуется специальное разрешение епархиального архиерея. Естественно, это не относится к мусульманам, иудаистам, буддистам и приверженцам других

 

 нехристианских религий, тем более – к некрещеным или убежденным атеистам.

  Для венчания нужно принести в храм: два больших полотенца, кольца, венчальные свечи и парные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, которыми во время таинства благословляют жениха и невесту, четыре носовых платочка, хлеб и вино, (другие приношения – по желанию).

Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания – женихом и невестой или крестными родителями молодоженов.

Жених и невеста сами приобретают обручальные кольца. Кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза.

 Кроме того, при венчании должны присутствовать свидетель и свидетельница. Раньше, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, венчание православных обязательно совершалось при поручителях – в народе их называли дружка, подружие или шаферы, в богослужебных книгах (требниках) – восприемники, а в наше время – свидетели.

Поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге. Они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обведения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами. Свидетели (поручители) обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Раньше в поручители не приглашались люди молодые, неженатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью, т.к. они должны руководить духовной жизнью молодой семьи.

Желательно, чтобы жених и невеста, должным образом подготовившись, в день венчания или за несколько дней до него исповедались и причастились Святых Христовых Тайн. В особенности это относится к тем семейным парам, которые прожили фактически семейной жизнью без церковного благословения достаточно долгое время.

Платье невесты в принципе может быть любого цвета, но, учитывая символическое значение белого цвета в богослужебной практике Церкви, желательно, чтобы невеста (пусть даже и не юных лет) была одета в белое.

 

Церковь не вполне одобрительно смотрит на второй брак, допуская его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Для церковного благословения второго брака существует специальное «ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ», в некоторых моментах отличающееся от обычного последования венчания.

Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный брак принадлежит только епархиальному архиерею. На основании предоставляемого свидетельства загса о разводе епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если, конечно, к этому нет никаких препятствий.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковным, обязательно взять разрешение архиерея. Церковь не допускает вступления в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов не крещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

 Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на венчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва «за воспитавших родителей»). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящиеся при бракосочетании, а особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Венчание совершается в храмах не каждый день. Запрет на совершение таинства совпадает с теми днями, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками (но в праздники в большинстве случае венчаться можно). Таким образом, допустимые для совершения обряда дни – воскресенье, понедельник, среда и пятница. Для многих наиболее предпочтительным является воскресенье – в этот день нет поста (как в среду и пятницу), но самое главное, в воскресенье почитается церковью как малая Пасха и уже само по себе является торжественным днем. ВРЕМЯ, КОГДА В ХРАМАХ НЕ ВЕНЧАЮТ:

     – вторник

     – четверг

     – суббота

     – Великий пост (семь недель до пасхи)

     – Петров пост (второй понедельник после Троицы – 12 июля)

     – Успенский пост (14-27 августа)

     – Рождественский пост (28 ноября – 7 января)

     – Святки (7-20 января)

     – Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)

     – Пасхальная неделя (Светлая седмица)

     – 14 февраля (канун Сретения Господня)

     – 6 апреля (канун Благовещения пресвятой Богородицы)

     – Канун вознесения Господня (39-й день после Пасхи)

     – Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи)

     – День Святой Троицы

     – 10,11 сентября (канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи)

     – 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)

     – 26, 27 сентября (канун в день Воздвижения Креста Господня)

     – 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).